Психологический словарь

АДЕКВАТНОСТЬ

Соответствие (эквивалентность, соразмерность, изоморфизм, гомоморфизм, подобие) образа оригиналу, представлений — реальной сущности, метода познания — объекту познания, характеристик (параметров распределения) входных сигналов — возможностям входов системы. Адекватность может оцениваться количественными показателями.

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Переход от возможности к действительности.

АЛГОРИТМ

Точное предписание, определяющее процесс достижения цели, ведущий от исходного состояния к искомому результату.

АЛЬТЕРНАТИВА

1.Необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями. 2.Каждая из этих возможностей.

АЛЬТРУИЗМ

1.Нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. 2.Соответствующее качество личности. 3.Поведение, в котором воплощается описанный выше принцип. Противоположный принцип, качество личности и поведение — эгоизм.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту, например любовь и ненависть, удовольствие и отвращение. Амбивалентность обусловливает противоречивость соответствующего ей поведения.

ГИБКОСТЬ

Возможность структурно-функционального (само) совершенствования объекта (системы, теста и т.п.).

ДЕПРЕССИЯ

Угнетенное, подавленное психическое состояние.

ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Изменение личности под влиянием выполнения профессиональной роли.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проявление активного сознательного отношения к окружающему миру. Включает в себя цель, средства, условия, результат и сам процесс деятельности. Единицей деятельности является действие. Способы осуществления действий — операции. Выделяют различные формы деятельности: духовную, психическую, физическую, трудовую, нетрудовую, профессиональную, непрофессиональную, продуктивную (творческую), репродуктивную и др. Трудовая деятельность может быть профессиональной и непрофессиональной. Профессиональная (трудовая) деятельность — это деятельность свойственная профессионалу, хорошему специалисту, обладающему достаточным минимумом знаний, умений, навыков для того, чтобы деятельность была эффективной. Деятельность — предмет изучения ряда наук, в частности: физиологии, психологии, психофизиологии.

ДУХ

Нравственный аспект сущности человека, индивида. Выражается в высших идеалах как системе воззрений на индивидуальную и социальную жизнь, понимании сущности, назначения, смысла бытия человека, общества и природы. Эти вневременные и внепространственные идеалы выступают в роли высшего регулятора поведения индивида и отражаются в его совести.

ЖЕЛАНИЕ

Психическое состояние или процесс. Внутреннее стремление, влечение к осуществлению чего-либо, к обладанию чем-либо. Невозможность удовлетворения желания может вести к возникновению состояния фрустрации.

ЗАДАТКИ

Генетически предопределенные физические и психические особенности индивида, являющиеся предпосылкой формирования его способностей.

ЗАКОН

Категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира, сущность явлений. Закон — надчеловеческая категория. Люди не могут ни уничтожить, ни изменить или преобразовать законы, действующие независимо от их воли и сознания. Люди лишь познают законы и опираются в своей целенаправленной деятельности на известные им законы. Поскольку реальный мир представляет собой совокупность вероятностных сущностей, адекватным их отражением являются вероятностные законы.

ЗНАНИЯ

1.Отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Поскольку все сущее (субъекты и объекты познания) имеет вероятностную природу, знания могут носить лишь вероятностный характер. Особая форма знания — личностное знание. Осваивая наличное знание, человек превращает его характеристики в свои субъективные способности, профессиональную компетентность, творческую силу мышления. Высшая форма организации знаний — теории, объединяемые в научные дисциплины. Знание идеально, поэтому для своего бытия оно нуждается в объективизации знаково-символическими средствами естественных и искусственных языков. 2.Информация, хранящаяся в базах знаний экспертной системы, которая отражает знания экспертов в определенной предметной области. Знания должны обладать внутренней интерпретируемостью, структурируемостью, связностью и активностью. Знания=факты+убеждения+правила.

ЗРЕЛАЯ ЛИЧНОСТЬ

Личность, духовное и психическое развитие которой в основном достигло норм, соответствующих возрасту индивида. Это отражается в его поведении, в том числе и в таком его компоненте, как деятельность. В структуре зрелой личности функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности выполняют ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, в создание ею новых объективированных форм ценностей.

ИДЕАЛ

Идеальный образ, определяющий способ мышления и поведения человека или общества, активная сила, организующая сознание и деятельность людей. Идеалы — это потенциальные мотивы, которые могут быть интериоризированы личностью и стать реально действующими мотивами, определяющими поведение. Мотивы формируют духовные потребности и/или влияют на биологические потребности. Потребности являются основой для создания планов поведения. Планы преобразуются в программы действий. Программы являются основой действий — элементов поведения человека. Идеалы истины ведут к добру, благу, положительному развитию человека общества и среды. Ложные идеалы — к злу, деградации человека, общества, разрушению среды их обитания. С этих позиций исследование идеалов личности должно быть обязательным первостепенным компонентом процедуры профессионального отбора.

ИЛЛЮЗИЯ

1.Искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств; принятие кажущегося, мнимого за действительное. 2.Ошибочное, не соответствующее действительности представление о чем-либо. Иллюзии не относятся к патологическим явлениям. Непосредственной причиной иллюзий является несоответствие (пространственное, по времени, по интенсивности) результатов прогнозирования (преднастройки) в сенсорных системах реальной действительности. Отличаются от галлюцинаций тем, что иллюзии обусловлены реальными сенсорными стимулами, воспринимаемыми и другими людьми. Галлюцинация — явственное восприятие внешнего объекта, который в действительности отсутствует. Это индивидуальный образ ложного представления, истолковываемый человеком как образ восприятия.

ИМПУЛЬСИВНЫЙ АКТ

Акт, совершенный по первому побуждению, без попытки предвидеть его результаты

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Неповторимое своеобразие какого-либо человека (индивида) с его наследственными и приобретенными специфическими особенностями в целом. Личность, самость (качество).

ИНТЕЛЛЕКТ

Относительно устойчивая структура умственных способностей индивида (адаптационные возможности ума), которые могут влиять на стиль и стратегию решения индивидом проблем. Интеллект определяется способностями человека к реализации прогнозирования как генеральной стратегии управления поведением. Чем выше и устойчивее уровень этих способностей, и чем выше стабильность этих способностей, тем выше интеллект.

ИНТЕРЕС

Состояние, процесс. Преимущественное направление мысли на какой-либо объект. Может являться реальной непосредственной причиной действий, стоящей за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями, намерениями и т.д. Интересы разделяют по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (духовные, экономические, политические), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможности осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные) и др.

ИНТУИЦИЯ

Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

ИНФАНТИЛИЗМ

Отсталость в развитии, проявляющаяся в сохранении во взрослом состоянии физического строения и соответствующих функций и/или психических свойств, качеств, черт и соответствующих функций и/или духовных свойств (качеств, функций), свойственных детскому возрасту. Физический, психический, духовный инфантилизм.

ИНФОРМАЦИЯ

Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Информация обладает следующими свойствами: полнота (количество), ценность, содержательность, правдивость, достоверность, глубина, точность, убедительность, доказательность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность, выразительность.

ИСТИНА

Соответствие знания действительности. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в ее развитии.

КЛИЕНТ

Лицо, прибегающее к помощи другого лица или организации для профессиональной помощи или обслуживания. В процессе взаимодействия с психофизиологом, психологом клиент может быть респондентом. Он может стать пациентом, если после обследования будет признан больным и прибегнет к помощи врача.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

Понятие, введенное в психологию австрийским психологом А. Адлером (Adler A. 1870-1937). В результате ряда причин (болезнь, маленький рост, физическая слабость, недостаточное умственное развитие, реальные или мнимые неудачи, невнимание родителей или излишняя их опека и т.д.) у детей может иметь место устойчивое чувство собственной неполноценности. В результате невозможности или неумения преодолеть причину и решить эту душевную проблему она вытесняется в область бессознательного, образует комплекс — мотивационно-смысловую структуру, связанную единым компенсирующим поведением. Комплекс может сохраняться на протяжении длительного периода жизни индивида. Компенсирующее поведение нередко становится ведущим к достижению успехов в других сферах. При гиперкомпенсации комплекс неполноценности превращается в комплекс превосходства, выражающийся в стремлении к самоутверждению, доминированию любой ценой и в любых обстоятельствах. Часто поведение индивида направлено на привлечение внимания других людей к значительности, важности собственной персоны.

КОМПУЛЬСИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведение, совершаемое помимо воли под влиянием непреодолимого влечения. Компульсивное поведение может быть признаком невроза.

КОНФЛИКТ

1.Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

КОНЦЕПЦИЯ

Определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения.

ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА

Строение и соподчинение относительно устойчивых личностных свойств индивида. В иерархии этих свойств главной единицей, определяющей проявление всех свойств индивида и все виды поведения человека, являются его идеалы, формирующие направленность личности. С этической и прагматической точки зрения результаты поведения индивида определяются следующей зависимостью (между атрибутами одного и/или разных уровней): идеалы — мотивы — потребности — планы — программы — поведение — деятельность — действия.

ЛИЧНОСТЬ

Устойчивая самоорганизующаяся система социально значимых черт индивида, которые характеризуют его как деятеля, как члена того или иного общества или общности. В отличие от этого, понятие индивидуальность подразумевает неповторимое своеобразие, наследственные и приобретенные особенности данного лица в противоположность типичному, общему, присущему всем или большинству членов общества или общности.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение — способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности.

МОТИВ

Осознаваемая или неосознаваемая причина, лежащая в основе направленности поведения, выбора конкретного поведения (действий и поступков) личности.

МОТИВАЦИЯ

Мотивирование. Формирование мотивов. Побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Приведение мотивов, доводов, объясняющих, оправдывающих какое-либо действие, поступок, доказывающих необходимость какого-либо действия.

МЫШЛЕНИЕ НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ

Мышление стихийно-хаотическое, руководимое желанием, а не логикой и фактами

МЫШЦЫ

Органы тела человека, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться при возбуждении, возникающем под влиянием сигналов, поступающих по нервам, или при непосредственном раздражении. У человека существует три вида мышц: поперечно-полосатые мышцы скелета, являющиеся частью опорно-двигательной системы, мышцы предсердий и желудочков сердца и гладкие мышцы внутренних органов, сосудов и кожи. Координированное сокращение мышц обеспечивает положение тела в пространстве, смещение частей тела относительно друг друга, перемещение тела в пространстве, ритмическое и тоническое изменение объемов сердца, сосудов, полых органов и многие другие функции организма.

НАВЫК

Автоматизированное умение. Модель действий и программа действий, обеспечивающие высокую эффективность деятельности. Формируется в специализированных структурах центральной нервной системы в результате научения. Ведет к соответствующей модификации исполнительных органов. Данная модель и программа действий основаны на прогнозировании. Это позволяет достичь цели минимальным действием, минимальным числом вовлеченных в деятельность структур, с максимальным быстродействием и точностью. Сознательный контроль действий при осуществлении навыка минимален. Различают перцептивные, интеллектуальные, двигательные и др. навыки.

НЕВРОЗ

Функциональное нервно-психическое расстройство, при котором человек осознает свое состояние и не утрачивает способности управлять своим поведением.

НЕГАТИВИЗМ

Немотивированное сопротивление чужому влиянию. Пассивный негативизм выражается в отказе выполнить предложенное. Активный негативизм проявляется в осуществлении действий, противоположных предлагаемым.

ОПТИМИЗМ

Система представлений о мире с выраженным позитивным отношением к настоящему сущему и предстоящему будущему. Проявляется в светлом эмоциональном тоне восприятия жизни и ожидания будущего.

ОПЫТ

Результат практической и познавательной деятельности. Единство знаний и умений.

ОШИБКА

1. Действие, повлекшее за собой непредусмотренный результат. 2. Расхождение между наблюдаемым или измеренным значением показателя и истинным, заданным или теоретически правильным значением.

ПЛАНИРОВАНИЕ

Упорядочение процессов во времени, организация рациональных связей между объектами, процессами и их средой.

ПРИНЦИП

Руководящая идея, центральное понятие, основание, общее для всех явлений данной системы взглядов, знаний

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Волевой процесс выбора цели и способа действий в условиях неопределенности. Совокупность процессов преобразования осведомительной информации в управляющую.

ПРИНЯТИЕ РОЛИ

Принятие индивидом позиции (статуса) и образа поведения, одобренных конкретной социальной группой.

ПРИОРИТЕТ

1. Первенство в чем-либо. 2. Преобладающее, первенствующее значение чего-либо.

ПРОБЛЕМА

Вопрос или комплекс вопросов, объективно возникающих в ходе развития познания. Решение проблемы представляет существенный теоретический или практический интерес. Доказательство неразрешимости проблемы стимулирует пересмотр оснований, в рамках которых она была поставлена.

ПРОЕКЦИЯ

Процесс и/или результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проекция осуществляется под влиянием доминирующих ценностей, мотивов и потребностей субъекта.

ПРОФЕССИОНАЛ

Специалист, обладающий достаточным минимумом знаний, умений, навыков для эффективной трудовой деятельности.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Процесс модификации личности, происходящий с различной интенсивностью на протяжении всей жизни человека в результате социализации и воспитания.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Объяснение осуществленных действий причинами, которые не только оправдывают их, но и скрывают их истинную мотивацию. Заблуждение, самообман и/или обман.

РЕШЕНИЕ

Процесс нахождения требующегося ответа, определения искомого, вывода, итога. Результат данного процесса.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

Способность человека самостоятельно принимать решения и неуклонно реализовывать их в деятельности.

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Поведение, соответствующее социальной роли личности.

РОЛЬ

1.Проявление себя в качестве кого-либо. 2.Мера влияния, значения, степень участия в каком-либо предприятии, событии.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Процесс самореализации. Осуществление стремления максимально приблизиться в реальном поведении к своему идеальному «Я» (к тому, чем хотелось бы быть индивиду при полной реализации своих действительных возможностей), к согласию между идеальным «Я» и реальным «Я» (представлениями об индивиде окружающих и их соответствующее отношение к нему). Результаты этого процесса.

САМОАНАЛИЗ

Анализ собственных поступков и переживаний.

САМОКОНТРОЛЬ

Контроль над самим собой, своим состоянием, поведением. Самоорганизация. Автоматическое управление.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

Интроспекция. Наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. Самонаблюдение является источником информации о результатах управления и отсюда — обязательным элементом модификации любого поведения. Условие структурно-функциональной самоорганизации систем, обеспечивающих деятельность человека и его развитие.

САМООЦЕНКА

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Является одним из важнейших процессов в механизме самоуправления.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Стремление каждого человека реализовать свои унаследованные и приобретенные потенциальные возможности. Обусловлено наличием генетически предопределенной потребности (цели) развития. Путь к наиболее полной самореализации открывается лишь после удовлетворения насущных потребностей человека, достигшего в своем духовном развитии стадии творческой личности.

СИЛА ФИЗИЧЕСКАЯ АМОРТИЗАЦИОННАЯ

Физическая сила, проявляющаяся при смягчении толчков или ударов с помощью сокращения мышц.

СИЛА ФИЗИЧЕСКАЯ ВЗРЫВНАЯ

Максимальная физическая сила, развиваемая за минимальное время.

СИЛА ФИЗИЧЕСКАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ

Физическая сила, проявляющаяся при движениях.

СИЛА ФИЗИЧЕСКАЯ СТАТИЧЕСКАЯ

Сила, проявляющаяся при изометрическом (без изменения длины) сокращении мышц.

СИЛА ЧЕЛОВЕКА

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему. В составе общей силы различают: физическую силу (способность мышечным напряжением преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему), психическую силу (способность человека душевными, психическими усилиями преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему), духовную силу (способность человека духовными, нравственными усилиями преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему).

СИТУАЦИЯ

Совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку положения.

СМЕЛОСТЬ

Волевое качество личности. Психическая готовность к преодолению трудностей, препятствий.

СОЗНАНИЕ

Высший уровень психической активности, обеспечивающий целенаправленное поведение человека. Признаками сознания являются: наличие идеалов, нравственных и эстетических ценностей; осознание своей сущности, сущности других людей и отношений между ними; способность к абстрактному мышлению, к языку, как способу выражения мыслей; способность к прогнозированию в любых видах поведения; наличие внимания.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Эмпатия. Способность спроецировать себя на объект взаимодействия, почувствовать себя на месте объекта. Понимание чьих-либо переживаний. Благожелательное отношение к этим переживаниям — симпатия, безразличное — апатия, неприязненное к ним отношение — антипатия

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом социальной адаптации является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Результатом успешной социальной адаптации является социально-психологическая компетентность. Цепь последовательных успешных результатов социальной адаптации обеспечивает социальное развитие, ведет к социальной зрелости Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта ведет к дезадаптации и отклоняющемуся поведению

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ

Нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от человека, имеющего определенный социальный статус, то есть занимающего определенное место в конкретной социальной группе.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. В основе ее лежат нравственные идеалы индивида, знание общих закономерностей психики и умение понимать их в других людях, понимание иерархии отношений различных людей, умении наилучшим образом организовать свое поведение в социальной среде

СПОСОБНОСТЬ

1. Способность — это свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что-либо. 2 .Способности человека — индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности не сводятся только к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте приемов овладения динамичными, глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности (например, интеллект), и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности (например, математические, художественные, музыкальные способности). Очевидно, что для осуществления любой эффективной профессиональной деятельности необходимы как общие, так и специальные способности. Для оценки как общих, так и специальных способностей существуют большое число самых разнообразных тестов

СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ

Схематически стандартизованное, шаблонное поведение, основанное на предвзятых (в том числе и ложных), упрощенных представлениях о действительности. Данная модель поведения является результатом синтеза, основанного на предшествующем индивидуальном и усвоенном социальном опыте.

СТРАСТЬ

Сильное, стойкое, длительное чувство, сильная увлеченность чем-либо, с трудом управляемая рассудком. Выражается в пассивной сосредоточенности, собранности всех помыслов и душевных сил, их направленности на единую цель.

СТРАХ

Боязнь. Эмоциональное состояние, выражающееся в сильной тревоге, беспокойстве, душевном смятении, которое может возникать перед конкретной реальной или мнимой опасностью.

СУБЛИМАЦИЯ

Термин, введенный в 1900 г. австрийским психологом и врачом З. Фрейдом. (S. Freud, 1856-1939). Психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности. Один из составляющих процессов социализации.

ТАЛАНТ

1. Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности. 2. Человек, обладающий выдающимися природными способностями, дарованием.

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Креативность. Совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.

ТВОРЧЕСТВО

Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Включенность в эту деятельность обеспечивает определенная совокупность свойств личности — творческие способности

ТЕМПЕРАМЕНТ

Характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов. Темперамент — чувственная основа характера. В структуре темперамента индивида можно выделить три главных компонента: общая активность, двигательные проявления темперамента и его эмоциональность. Существует многочисленные классификации темперамента, основывающиеся на разных исходных предпосылках. Древнейшей из них считают классификацию Гиппократа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

ТЕНДЕНЦИЯ

1. Направление в движении или развитии чего-либо. 2. Направленность во взглядах или действия, стремления, намерения, свойственные кому-либо, чему-либо. Предрасположение, склонность к чему-либо, кому-либо. Сходные, различные и даже противоположные тенденции, существующие в одном и том же или разных явлениях, являются формой проявления вероятностных законов.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Способность системы (части организма или организма в целом) выдерживать изменения входных воздействий в определенном диапазоне без отказов и без нарушения правильности работы.

ТРЕВОГА

Реакция организма на неизвестный фактор в среде или в себе. Дискомфорт, возникающий в ситуации неопределенного будущего. Проявление генерализованного ответа организма на возможную угрозу опасности, угрозу нарушения структурно-функциональной целостности. Тревога имеет психический и физический (соматический: вегетативный и двигательный) компоненты, которые могут иметь разную степень и характер проявления.

ТРЕВОЖНОСТЬ

Склонность индивида к переживанию тревоги. Тревожность характеризуется более низким порогом воздействия неопределенности будущего. Показатель индивидуальных различий, свойство (темперамента) личности.

ТРЕНИРОВКА

Разновидность научения. Систематические упражнения с целью образования, развития умений и навыков в конкретной деятельности.

УБЕЖДЕННОСТЬ

Свойство или состояние сознания. Полная и непоколебимая уверенность человека в чем-либо, наличие четкой системы взглядов относительно чего-либо. Наличие убежденности является условием для формирования мировоззрения (житейского, религиозного, философского, научного), идеалов, ценностных ориентаций, принципов познания и деятельности, определяющих характер поведения человека.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Эмоция, проявляющаяся при достижении цели

УМЕНИЕ

1. Результат научения, этап овладения новым способом действия. При этом усвоенный способ действия сознательно регулируется знанием. При последующей тренировке умение преобразуется в навык, когда действия выполняются автоматически. 2. Способность делать что-либо, приобретенная обучением, опытом.

УСТАНОВКА

1.Аттитюд. Понятие, впервые сформулированное немецким психологом Л. Ланге в 1888 г. Концепция установки разрабатывалась советским психологом Д.Н. Узнадзе и многими другими учеными. Состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать информацию, принимать решение и действовать. В настоящее время ясно, что установка — результат реализации генеральной стратегии управления в живых системах — прогнозирования.

УСТОЙЧИВОСТЬ

Стабильность. Способность системы, выведенной из состояния равновесия, самостоятельно возвращаться в это состояние. Признаком устойчивости системы является статистическая неизменность параметров: математического ожидания и дисперсии распределения вероятностей переменных, и их функций времени (стационарность), описывающих поведение системы. Устойчивость структуры и/или функций (физических или психических) живых систем — признак нормы (здоровья). Неустойчивость структуры и/или функций — признак экстремального состояния или болезни.

УТОМЛЕНИЕ

Один из видов экстремального состояния организма человека, развивающегося в результате длительной и/или интенсивной деятельности или напряжения (физического, интеллектуального, эмоционального). Предвестником и сопровождающим утомление признаком является чувство усталости. Утомление характеризуется неоптимальным управлением в системах, обеспечивающих деятельность (снижение их быстродействия, точности, адаптационных возможностей), результатом чего является утрата эффективности деятельности. Утомление, как и любое экстремальное состояние, в зависимости от ряда условий может переходить как в область нормальных, так и в область патологических состояний.

ФРУСТРАЦИЯ

Психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.). Пример — экзистенциальная фрустрация, порожденная утратой смысла жизни, существования (экзистенция — существование), являющаяся вероятной причиной так называемых ноогенных неврозов (В.Э. Франкль, Frankl, р. 1905, австрийский психиатр и психолог, основатель логотерапии, одного из самых влиятельных и перспективных направлений психотерапии, логос — разумное основание, смысл). Способность переносить это состояние, выносливость к фрустрации, может быть оценена.

ХАРАКТЕР

1.Термин, который в психологию впервые ввел немецкий философ Ю. Банзен, (Bahnsen J. F. A., 1867). Целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отдельных его психических актах и состояниях, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональных переживаний. Характер является результатом взаимодействия наследственных задатков (зачатков каких-либо способностей, наклонностей) и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и ее воспитания. 2.Совокупность определяющих свойств какого-либо объекта, состояния, процесса. Примеры: характер развития, характер заболевания, мотивы личного характера.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

Свойство, выражающееся в стремлении к определенной цели, подчиненность (мыслей, действий) определенной цели.

ЦЕЛЬ

1. Конечная причина бытия, то, ради чего нечто существует (Аристотель, 4 в. до н. э.). 2. То, к чему стремятся, чего хотят достичь. Намерение, замысел. 3. Один из атрибутов поведения живых систем. Идеальное предвосхищение результата действий (управления). Осознаваемая или неосознаваемая идеальная модель результата поведения и его конкретная потенциальная или актуальная причина. Сознание цели не источник, а последствие, высший предел развития общего и основного начала целесообразности, бессознательно владеющего жизнью и развитием органического мира. Как часть всей природы, органический мир подчинен общим ее законам и, следовательно, целесообразность должна быть объяснена из общего строя всего мироздания. Примеры неосознаваемых целей живых систем: обеспечение структурно-функциональной целостности, обеспечение наилучшего взаимодействия элементов систем — универсальные цели любых живых систем, обеспечение непрерывного кровотока во всех органах и тканях в соответствии с их потребностями — цель системы кровообращения, обеспечение определенного отношения между концентрацией двуокиси углерода и концентрацией кислорода в плазме крови — цель системы дыхания. В соответствии с иерархией структур и функций систем находится и иерархия целей систем. То есть общие цели могут быть разделены на составляющие их взаимодействующие частные цели. Все живые системы являются целенаправленными (целеустремленными) системами. В вопросе о целесообразности природы можно различать четыре главных направления мысли. 1. Трансцендентно-антропоцентрическое, по которому цели природы вносятся извне её Творцом для пользы человека. 2. Трансцендентно-натуралистическое, по которому цели вносятся извне в природу из того же источника ради самой природы, как целого. 3. Имманентное, по которому целесообразность присуща внутреннему существу самих предметов природы. 4. Направление, отрицающее целесообразность как общий закон природы и тем самым возлагающее на себя обязанность объяснить происхождение в нецелесообразной природе видимой целесообразности органического мира.

ЦЕННОСТИ

В психологии и социологии ценности — это предметы и явления существенно важные, значимые для духовной жизни индивида, общества. Предельная, идеальная ориентация знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей (добро, истина, красота, допустимое, справедливое и т.д.). Каждой личности присуща специфическая иерархия ценностей, которая определяет онтологическую основу личности. Ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами деятельности личности. В структуре зрелой личности ценности определяют перспективные стратегические жизненные цели и мотивы жизнедеятельности. Теория ценностей (аксиология) — учение о природе ценностей, их месте в реальности, о связях ценностей между собой, с личностью, социальными факторами.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов, В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентаций — нравственные убеждения и принципы поведения человека. Поэтому в любом обществе ценностные ориентации являются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия и развития ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, выбора стремлений личности, в наиболее общей форме выраженной в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак духовного инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственного воздействия объектов стремления на потребности.

ЧУВСТВО

1. Психофизическое ощущение (процесс). Примеры: чувство времени, чувство осязания. 2. Способность ощущать, воспринимать явления объективной реальности (чувство обоняния, зрения, слуха). 3. Отражение в сознании человека его отношений к действительности, выражающегося в форме непосредственного переживания и возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей. Чувства — социальные эмоции. Примеры: гуманистические чувства, чувства симпатии, апатии, антипатии, любви, моральные чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, праксические (связанные с деятельностью) чувства.

ЭГОИЗМ

1. Жизненный принцип, целиком основывающийся на мотивах себялюбия, своекорыстии, собственной пользы, выгоды, на предпочтении своих интересов интересам других людей. 2. Соответствующее качество личности. 3. Поведение, в котором воплощается описанный выше принцип. Противоположный принцип, качество и поведение — альтруизм

ЭМОЦИИ

Психические состояния или процессы, выражающие переживание (удовлетворение, радость, страх и др.) бессознательной или осознанной вероятностной оценки эффективности реализации в прошлом, настоящем, будущем любых моделей поведения. Результаты такой оценки определяют направление и выраженность как соматических (двигательных и вегетативных), так и психических (в том числе и эмоциональных) неспецифических компонентов поведения. Эти неспецифические компоненты являются фоном, способствующим или препятствующим осуществлению потенциальной или актуальной модели поведения, основной его линии. Все эти неспецифические компоненты поведения, в том числе и эмоции, всегда сопровождают любую активность субъекта. Эмоции предназначены для упреждающего оповещения сознания о степени эффективности предстоящей деятельности, для управления степенью включения сознания в реализацию предстоящей модели поведения; коррекции осуществляемого поведения; организации памяти, фиксирующей оценки результатов поведения. Эмоции — субъективный компонент поведения, сопровождающий реализацию генеральной стратегии управления поведением — прогнозирования. Полагают, что в развитии эмоций участвуют все структуры лимбической системы, гипоталамус, лимбическая область среднего мозга и лобные области коры больших полушарий мозга. Существует несколько классификаций эмоций. Для психофизиологии профессиональной деятельности более других может быть полезна классификация эмоций В.И. Медведева (1978).